Мастер-класс "Формирование грамотного письма через развитие образного мышления младшего школьника" ЗДЕСЬ
Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира" ЗДЕСЬ
Мастер-класс "Приложения Google в организации дистанционного обучения в начальной школе" ЗДЕСЬ
Мастер-класс «Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника" ЗДЕСЬ
Мастер-класс "Использование "Облака тегов" на уроках" ЗДЕСЬ
Мастер-класс "СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКА" ЗДЕСЬ
Мастер-класс "Развитие ученического самоуправления
посредством организации коллективных дел"
Николаева И.В.,
Щербакова Л.Г.,
учителя МБОУ СОШ № 12
Г.Волжского
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию. Задачей школы является создание таких условий, чтобы каждый ученик почувствовал свою значимость, несмотря на свои учебные успехи. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания ученического самоуправления.
Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
Конечно, воспитательные беседы и личный пример взрослого полезны, но решат воспитательную задачу частично. Кроме того без личного опыта невозможно сформировать активную жизненную позицию ребёнка, коммуникативные и регулятивные качества личности.
Научиться планировать, выбирать направление работы, распределять обязанности в группе, уметь не только руководить и учитывать свои личные интересы, но и взаимодействовать в коллективе, тем самым приобретать ряд моральных и нравственных качеств-эти задачи стоят перед современным учеником, а следовательно и перед классным руководителем.
Работа над становлением классного коллектива строится в несколько этапов.
В первые дни пребывания в школе ученик знакомится со школьными правилами. В школе работает организация «Детский городок». Каждый класс представляет собой жителей района со своей атрибутикой, которая выбирается в начале года и представляется на общешкольном празднике. Включение в общешкольные мероприятия оказывает важное влияние на формирование понятия о коллективе. Организация непосредственных, неформальных контактов, групповое взаимодействие, разнообразие форм сотрудничества формируют представление о себе в окружающем мире. Помощь в этом оказывают ученики 5 класса. Ребята, обучаясь в 3 и 4 классах, уже посещали детский сад и проводили различные мероприятия для дошкольников (инсценировка сказок, тематические беседы, спортивные соревнования и т.д.)
Начиная с сентября, они приходят в класс и, выступая в роли тьюторов, занимаются с первоклассниками- проводят классные часы, игры на переменах, учитывая интересы малышей и постепенно привлекая их к работе. Задача учителя состоит в контроле над содержанием деятельности, помощи в подготовке, проведении коллективных мероприятий и психологической поддержке.
Такой вид работы проводится в рамках т практики «Тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника» и является следующей ступенькой в её развитии.
Конечно, нельзя не сказать о необходимости взаимодействия с семьёй, которое происходит на протяжении всего обучения в начальной школе. Семейные устои, несомненно, влияют на формирование коммуникативных качеств ребёнка.
На родительских собраниях родители знакомятся с перспективами развития детского коллектива, рассматриваются возможности активного участия в жизнедеятельности класса, проводятся беседы с психологом.
Перенесение домашних устоев и традиций в школу помогает ученику быстрее адаптироваться, почувствовать себя в привычной домашней обстановке. Поэтому подготовка к классным праздникам проводится с активным участием родителей и детей.
Первокласснику трудно справиться самостоятельно с поручением. Поддержка взрослых помогает выполнить работу и почувствовать свою значимость.
Постепенное привлечение ученика к общественной деятельности является главной на данном этапе.
Во втором классе укрепляются межличностные отношения, формирование понятия «мы». Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений. Роль учеников 6 класса уже не только в проведении мероприятий ,но и наставническая - помочь найти материал, подготовить презентацию и т.п. Деление на группы происходит по желанию, в зависимости от познавательного интереса. Умение работать в сотрудничестве формируется посредством урочной и внеурочной деятельности. Задания в виде проектов, подготовке классных часов помогают зафиксировать интерес ребёнка и выбрать направление наиболее интересное для него. Принцип самоопределения детей в группу добровольный, допускается возможность перехода ребенка из одной микрогруппы в другую. Помощь в формировании микрогруппы оказывает классный руководитель. Результаты наиболее удачных проектов демонстрируются не только в классе, но и ребятам начальной школы. Обязательно проводится рефлексия проведённых мероприятий. Сначала вопросы задаёт учитель, а к концу второго класса ученики уже самостоятельно пытаются анализировать свои успехи и неудачи.
Во втором полугодии в классе происходит разделение на рабочие сектора и совместно оговариваются поручения.
Распределение обязанностей
Мэр класса:
1. Замещает классного руководителя в его отсутствие.
2. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует.
3. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
Учебный сектор «Умники»
Выявляет неуспевающих учащихся и помогает им исправить положение
Проверяет выполнение домашних заданий и подготовку к уроку
Проверяет ведение дневников
Спортивный сектор «Спортсмены»
Пропагандирует различные виды спорта и привлекает ребят к занятиям в кружках и секциях
Проводит утреннюю гимнастику перед началом учебных занятий
Организует и проводит спортивные игры на переменах и после уроков
Участвует в организации и проведении спортивных соревнований в классе и в школе
Информационный сектор «Журналисты»
Ведет летопись добрых дел и достижений класса
Выпускает стенгазету
Выставляет информацию на сайт класса
Культурно - досуговый сектор «Организаторы»
Готовит и проводит календарные праздники и развлечения
Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки
Трудовой сектор «Пчёлки»
Организует и ведет работу по уборке кабинета, организует дежурство по классу
Проводит рейды по проверке сохранности учебников.
В обязанности каждого сектора входит и подготовка классных часов по направлению деятельности. Приветствуется работа не только в своём секторе, но и помощь ребятам
Контроль за выполнением поручений выполняет в большей степени классный руководитель и помощник- мэр класса.
В третьем и четвёртом классах формируется позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали» , которая повышает самооценку ребёнка, и чувство значимости в окружающем мире.
В начале года на классных часах выбирается мэр класса. Интересно, что во втором классе желающих на эту должность было очень много. Каждый предлагал свои услуги или своего друга. Выбор был сделан только после подробной характеристики мэра, его обязанностей. Тогда ребята, основываясь на своих наблюдениях, смогли определить лидера. В третьем классе дети подошли к выбору кандидата основательно. Каждому претенденту было предложено составить предвыборную программу и представить её классу. С помощью закрытого голосования и был сделан выбор.
Подготовка к коллективным делам тоже проводится более ответственно. В группах ребята обсуждают планы на месяц и триместр. Задача учителя проследить, чтобы каждый ребёнок в микрогруппе был значим. Важно научить детей прислушиваться к мнению одноклассников. анализируя предложения и возможности, сделать нужный выбор. В группах ребята выбирают актив класса. Актив класса вместе с мэром обсуждают все предложения и составляют план работы коллектива.
В третьем классе ведётся работа по расширению социальных контактов школьника. Учитель создаёт возможность для самореализации в общении, способствуют расширению контактов со специалистами (учителями физической культуры, изо, музыки, биологии, библиотекаря) для получения нужной информации. Избыточность, вариативность среды создаются предложением различных форм деятельности: беседы, игры , конкурсы, дискуссии, спортивные и театральные представления. Совместно рассматриваются проекты, которые можно предложить дошкольникам (воспитанникам старшей и подготовительной группы). Ребята самостоятельно выбирают формы и способы деятельности, где бы они хотели проявить свои способности. Здесь есть место для коллективной, групповой и индивидуальной работы. Происходит понимание своей значимости и формируется ответственность не только перед своими одноклассниками и учителем, но и перед младшими товарищами-дошкольниками.
К четвёртому классу учащиеся сами проявляют инициативу, роль классного руководителя сводится к организации условий для реализации действий.
С помощью школьного самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности, следовательно, самоуправление в школе - это необходимый компонент современного воспитания.
Литература:
1.Николаева И.В., Щербакова Л.Г. «Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника» Публикация в сборнике «Тьюторские практики: от философии до технологии»
2. Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П.Иванов –Новосибирск, 2003
3. Дорофеева Г.А. «Самоуправление в начальной школе» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
4. Гавриленко Е.Г . «Воспитательное значение ученического самоуправления» http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-gavrilenko/vospitatelnoe-znachenie-uchenicheskogo-samoupravlenija.html